Использование декоративных материалов для строительства гнёзд – норма для многих видов птиц. Орнитологи выяснили, что у коршунов мусор используется вовсе не для украшения, а как предупреждающий сигнал – пластик даёт понять соперникам, каковы размеры охотничьих угодий хозяина «дома».

Лет пять назад команда доктора Фабрисио Серхио (Fabrizio Sergio), сотрудника биологической станции Доньяна близ местного национального парка (Parque Nacional de Do&覩ana), начала тщательно наблюдать за обустройством жилищ чёрных коршунов (Milvus migrans). Исследовав 127 гнёзд, испанцы установили, что за несколько недель до откладывания яиц самкой оба коршуна выкладывают своё гнездо кусками белого пластика, передает Мембрана.

В своей статье, вышедшей в журнале Science, исследователи пишут, что обнаружили интересную закономерность: чем сильнее был самец, тем на большей территории он охотился и тем больше пластика появлялось в гнезде. При этом молодые и «престарелые» птицы вовсе не использовали человеческий мусор в своих целях.

У M. migrans споры за территорию происходят постоянно, и пластик играет в этом свою роль. Так, слабые коршуны, чьи гнёзда не богаты мусором, подвергаются атакам чужаков чаще (ежедневно, а иногда и ежечасно).

Несколько раз учёные пытались вмешаться в ход естественного процесса и намеренно подсыпали в гнёзда больше яркого мусора. Удивительно, но в этих случаях количество «драк» возрастало. Получается, что птицы знали устоявшиеся правила и быстро выводили «мошенников» на чистую воду.

Ранее биологи установили, что самцы декорируют гнездо, чтобы произвести впечатление на партнёршу. Шалашники, например, неспроста строят перед гнёздами дорожки. Однако никто из учёных не находил иной скрытый сигнал в палочках, ракушках, ягодах и прочей чепухе.

«Вероятно, такое украшательство со смыслом очень распространено среди других видов пернатых, а также у рыб и млекопитающих», — говорит Серхио. К тому же территориальные сообщения – это лишь один вид коммуникации. Возможно, у других птиц используются иные, и все нужно изучить.

Сейчас Фабрисио и его коллеги проводят долгосрочный эксперимент, чтобы выяснить, как изменяется поведение чёрных коршунов с течением времени (они живут десятки лет), и узнать, заложено ли это генетически или же наследуется в виде традиций.